Нормативные правовые акты

Новые условия оплаты труда

развернуть

С 1 июля 2021 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2020 г. № 482 (далее - Указ № 482), который предусматривает увеличение размера средств, направляемых на премирование работников бюджетных организаций, с 5% до 20% в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований на оплату труда. Эта мера позволит увеличить долю премирования в объеме стимулирующих выплат работникам бюджетных организаций.

Кроме того, по вопросу установления размеров стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат приняты следующие нормативные правовые акты:

  • постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 января 2021 г. №3 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 июня 2019 г. №53»;
  • постановление Министерства информации Республики Беларусь от 15 января 2021 г. № 1 «Об изменении постановления Министерства информации Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 2»;
  • постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 18 января 2021 г. № 2 «Об изменении постановления Министерства культуры Республики Беларусь от 19 июня 2019 г. № 32»;
  • постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2020 г. № 286 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 июня 2019 г. № 71»;
  • постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 18 января 2021 г. №2 «Об изменении постановления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 19 июня 2019 г. № 36»;
  • постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26 января 2021 г. № 2 «Об изменении постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24 июля 2019 г. №33»;
  • постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 января 2021 г. №3 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 23»;
  • постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2021 г. № 8 «Об изменении постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 99».

Следует обратить внимание, что принятые Указ № 482, постановления отраслевых министерств направлены на сохранение уровня оплаты труда работников бюджетных организаций, установленный до 1 июля 2021 г.

Указ № 482 также предусматривает увеличение размера единовременной выплаты на оздоровление. Так, при уходе в отпуск с 1 января 2022 г. произойдет увеличение размера единовременной выплаты на оздоровление с 0,5 до 1 оклада в год.

Напомним, что с 1 января 2021 г. базовая ставка установлена в размере 195 рублей (темп роста к 2020 году - 105,4%),а размер минимальной заработной платы - 400 рублей.

 

Разъяснения об изменениях в оплате труда работников бюджетных организаций с 1 июля 2021 г.

В соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь в 2020 году была создана рабочая группа по вопросам реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27.

В состав данной рабочей группы вошли представители республиканских органов государственного управления и Комитета государственного контроля. 

Рабочей группой была проведена аналитическая работа, в том числе с выездом на места, направленная на разрешение проблемных вопросов, возникших в организациях при применении норм Указа № 27. 

В ходе проведения указанной работы неоднократно указывалось на фактическую утрату стимулирующей функции премии, поскольку Указом № 27 определено, что на ее выплату направляются средства в размере 5 процентов от сумм окладов работников, а неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, могут направляться на установление стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат.

Это привело к необходимости установления государственными органами надбавок, дублирующих функции премии. Кроме этого, и работникам и руководителям организаций более понятно и привычно материальное стимулирование с учетом оценки результатов ежемесячной работы с использованием премии в более высоких размерах.

На основании предложений рабочей группы издан Указ Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2020 г. № 482, которым внесены изменения в Указ № 27.

В соответствии с Указом № 482 с 1 июля 2021 г. предусматривается увеличение размера средств, направляемых на премирование работников бюджетных организаций с 5 до 20 процентов от суммы их окладов в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований на оплату труда. Кроме этого на премирование будут направляться неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, в том числе неиспользованные в 1 полугодии 2021 г.

Данная мера позволит увеличить долю премирования в объеме стимулирующих выплат работникам бюджетных организаций.

В соответствии с планом мероприятий по реализации пункта 2 Указа № 482, утвержденного Правительством Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 30/223-446/13266р, государственными органами, Национальной академией наук (далее – государственные органы), отдельными бюджетными организациями, не подчиненными и не входящими в состав (систему) государственных органов (далее – отдельные организации), приняты нормативные (локальные) правовые акты, устанавливающие размеры всех видов стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат (из расчета премии 20 процентов от суммы окладов) и позволяющие с 1 июля 2021 года обеспечить реализацию норм Указа № 482.

По вопросу установления размеров стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат приняты:

8 нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие на работников подчиненных организаций и работников бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, относящихся к сфере (области деятельности) соответствующих государственных органов.

Справочно: Приняты следующие нормативные правовые акты:

  • постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 января 2021 г. № 3 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 июня 2019 г. № 53»;
  • постановление Министерства информации Республики Беларусь от 15 января 2021 г. № 1 «Об изменении постановления Министерства информации Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 2»;
  • постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 18 января 2021 г. № 2 «Об изменении постановления Министерства культуры Республики Беларусь от 19 июня 2019 г.  32»;
  • постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2020 г. № 286 «Об изменении постановления Министерства  образования Республики Беларусь от 3 июня 2019 г. № 71»;
  • постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 18 января 2021 г. № 2 «Об изменении постановления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 19 июня2019 г. № 36»;
  • постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 января 2021 г. № 3 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 23»;
  • постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2021 г. № 8 «Об изменении постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 99»;
  • постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26 января 2021 г. № 2 «Об изменении постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24 июля 2019 г. № 33».

29 локальных правовых актов (постановления и приказы иных государственных органов, которые распространяют свое действие на подчиненные организации, а также локальные правовые акты отдельных организаций).

Поскольку с 1 июля 2021 года на премирование будут направляться не только средства в размере 20 процентов сумм окладов работников, но и неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, то установление иных стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат в конкретном размере позволит сохранить уровень оплаты труда работников, установленный до 1 июля

2021 года.

Кроме того, во исполнение Плана мероприятий государственными органами приняты нормативные (локальные) правовые акты, устанавливающие порядок определения планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций, подчиненных и (или) входящих в состав (систему) соответствующих государственных органов, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, относящихся к сфере (области) деятельности соответствующих государственных органов.

свернуть

Новые КоАП и ПИКоАП с 1 марта 2021 года

развернуть

Новые КоАП и ПИКоАП опубликованы на официальном правовом портале. Оба кодекса вводятся в действие специальным законом.  Они вступают в силу 1 марта 2021 года.

Общая характеристика изменений КоАП

В нем административная ответственность по многим правонарушениям смягчена, а порядок привлечения граждан и организаций, а также ИП к административной ответственности упрощен.

В новом КоАП также впервые закреплено правило, что его положения не подлежат расширительному толкованию. Это означает, что при применении норм, изложенных в КоАП, суд и иные правоприменители должны принимать во внимание буквальное значение слов и выражений, содержащихся в них. Также не допускается применение норм КоАП по аналогии <*>.

Среди основных новелл КоАП  введение профилактических и предупредительных мер. В целях предупреждения новых административных правонарушений к лицу, совершившему правонарушение, могут быть применены следующие профилактические меры воздействия:

— устное замечание;

— предупреждение;

— меры воспитательного воздействия.

Устное замечание подразумевает разъяснение физлицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережение о недопустимости противоправного поведения с его стороны <*>.

Предупреждение заключается в письменном предостережении лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и последствиях повторного совершения административного правонарушения <*>.

Меры воспитательного воздействия применяются в отношении несовершеннолетних, которые совершили административное правонарушение. Этому вопросу посвящена самостоятельная глава в новом КоАП, которая состоит из 6 статей <*>. Ранее общие правила привлечения к административной ответственности несовершеннолетних были изложены в одной статье прежнего КоАП <*>.

Так, при освобождении несовершеннолетнего от административной ответственности в целях воспитания к нему могут применяться следующие меры воспитательного воздействия:

1) разъяснение законодательства;

2) принесение извинений потерпевшему;

3) обязанность загладить причиненный вред;

4) ограничение досуга.

В отношении несовершеннолетних могут быть применены как одна, так и несколько мер воспитательного воздействия <*>.

Цель этих нововведений – повысить правосознание несовершеннолетних, сформировать их правовую культуру, уважение к закону и интересам других членов общества.

Новшества в системе взысканий

В новом КоАП усовершенствована система взысканий, правонарушения категоризированы по-новому. В зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на три категории: административные проступкизначительные и грубые административные правонарушения <*>.

Проступками являются правонарушения, за которые налагается административный  штраф, исчисляемый в БВ <*>. Размеры такого штрафа в зависимости от категорий правонарушителей представлены  ниже в таблице:

Категория правонарушителей Размер штрафа, БВ
Физлица ≤ 10
ИП ≤  25
Организации ≤  50

Значительными считаются административные правонарушения, за которые  налагаются такие взыскания, как конфискациядепортация либо штраф <*>При этом последний исчисляется в размере, определенном в процентах либо кратном отношении к стоимости предмета правонарушения, сумме ущерба, сделки или дохода, полученного в результате такой сделки, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг). Штраф, взыскиваемый за значительные правонарушения, также может исчисляться в БВ, но обязательно в размере, превышающем:

Категория правонарушителей Размер штрафа, БВ
Физлица >  10
ИП >  25
Организации >  50

Грубыми считаются правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как общественные работыадминистративный арестлишение права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность  <*>.

Новшества в видах взысканий

Прежний КоАП предусматривал 10 видов административных взысканий <*>. В новом КоАП их осталось 8. Из числа административных взысканий исключены: предупреждение и лишение специального права <*>.  Предупреждение более не является административным взысканием. Другими словами, новый КоАП предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административный проступок, от административной ответственности. Общим условием освобождения от административной ответственности является объявление письменного предупреждения.

Освобождение от административной ответственности возможно только в случае совершения таких категорий административных правонарушений, как административные проступки и значительные административные правонарушения  <*>.

Освобождение от административной ответственности применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

— признание факта совершения правонарушения;

— согласие на освобождение от административной ответственности;

— вынесение предупреждения;

— отсутствие административного взыскания в течение года до совершения правонарушения;

— неприменение ранее в течение года до совершения правонарушения освобождения от административной ответственности.

Общественные работы – новый вид административного взыскания 

Такой вид административного взыскания, как исправительные работы, заменен новым видом – общественные работы <*>. Между ними есть существенная разница.  Первые отрабатывались по месту работы физлица, освобожденного от уголовной ответственности, и устанавливались на срок от 1 до 2 месяцев. Вторые заключаются в выполнении физлицом бесплатных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время, которые направлены на достижение общественно полезных целей. Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 ч и выполняются не более 4 ч в день. Другими словами, сущность общественных работ состоит в том, чтобы правонарушитель с целью исправления причиненного им вреда выполнял работы бесплатно на благо общества.

Общественные работы могут налагаться судом только при согласии  физлица. При этом к общественным работам не могут быть привлечены:

— пенсионеры;

— несовершеннолетние;

— беременные и лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

— инвалиды I и II группы;

— иностранцы и лица без гражданства,  постоянно не проживающие в нашей стране;

— военнослужащие, сотрудники милиции и иные лица, указанные в ст. 4.5 нового КоАП.

В свою очередь, уклонение от выполнения общественных работ является административным правонарушением, которое наказывается штрафом от 2 до 20 БВ или административным арестом  <*>. 

Изменения в составах правонарушений и санкциях

В новом КоАП были осовременены подходы ко многим административным правонарушениям, в том числе исключены неактуальные составы. Всего исключено 110 из ныне действующих норм.  Так, гл. 23 прежнего КоАП, в которой были сгруппированы административные правонарушения против порядка управления, насчитывала 89 самостоятельных статей. В новом КоАП аналогичные  правонарушения сгруппированы в гл. 24, которая носит такое же название, но в ней осталось всего 59 самостоятельных статей.

Значительная часть составов правонарушений в новом КоАП по сравнению с прежним подверглась корректировке, половина из них изложена по-новому. При этом в некоторых из них также был значительно снижен размер административных санкций.

Примеры:

  Прежний КоАП Новый КоАП
Нумерация статей Состав правонарушения Размер штрафа, БВ Нумерация статей Состав правонарушения Размер штрафа, БВ
1 Ч. 1 ст. 9.19 Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты зарплаты От 4 до 20, а на юрлицо – до 100 Ч. 3 ст. 10.12 Невыплата или неполная выплата в установленный срок зарплаты, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя От 4 до 50
2 Ч. 4 ст. 9.19 Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16–9.18 КоАП и ч. 1 и 3 ст. 9.19 КоАП, причинившие вред работнику

 

От 2 до 20 Ч. 6 ст. 10.12 Несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, предоставления им отпусков, а также   причинившие вред работнику нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ч. 1–5 ст. 10.12 КоАП От 2 до 20

В некоторых случаях состав правонарушений не менялся, скорректирована только нумерация статей КоАП, но при этом в 230 статьях административные санкции были уменьшены.

Примеры:

КоАП Состав правонарушения Нумерация статей Размер штрафа, БВ
1

 

Прежний Воспрепятствование уполномоченному должностному лицу госоргана (организации) в проведении проверки, экспертизы, в получении доступа к информационным системам и базам данных или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению Ст. 23.2 От 10 до 50
Новый Ст. 24.2 От 10 до 30
2 Прежний  

Оскорбление должностного лица госоргана (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе

Ст. 23.5 От 20 до 50 БВ
Новый Ч. 1 ст. 24.4 От 20 до 30
3 Прежний Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных госстатотчетности, либо ИП искаженных данных госстатотчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам госстатистики Ч. 1 ст. 23.18 От 10 до 50
Новый Ч. 1 ст. 24.12 От 10 до 30

В отношении некоторых составов административных правонарушений, которые касаются общественного порядка либо совершаются субъектами хозяйствования (например, в сфере налогообложения, оборота и рынка ценных бумаг, таможенных правонарушений), подходы законодателя не только остались прежними, но даже были значительно ужесточены.

Примеры:

КоАП Состав правонарушения Нумерация статей Административные взыскания
1

 

 

Прежний

 

Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом

Ч. 1 ст. 23.34 Предупреждение, или штраф до 30 БВ, или административный арест

 

Новый Ч. 1 ст. 24.23 Штраф до 100 БВ, или общественные работы,   или административный арест
2 Прежний  

 

Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 23.34 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения

 

Ч. 3 ст. 23.34 От 20 до 50 БВ или административный арест
Новый Ч. 3 ст. 24.23 От 20 до 200 БВ, или общественные работы, или административный арест

Изменения в ПИКоАП

Изменения в ПИКоАП не носят такого глобального характера, как в КоАП. В частности, в новом ПИКоАП изменен подход к перечню органов, которые уполномочены вести административный процесс. Их количество было значительно сокращено. Так, из компетенции организаций ЖКХ передано органам милиции право на ведение административного процесса, связанного с нарушением правил пользования жилым помещением. Это нововведение обусловлено тем, что именно органы внутренних дел обладают достаточными полномочиями для доступа в ночное время в жилые помещения.

свернуть